28

Легенда №17. Сказ о чемпионе

Легенда №17. Сказ о чемпионе

За последнее десятилетие стараниями Фонда Кино и Никиты свет Сергеича лично, зритель успел убедиться, что большое кино в России снимать не умеют. Если и выходит что-то хорошее, то снимается за копейки и вообще в жанре инди-комедий. И то, это либо фильмы Романа Каримова, либо «Квартета-И».

А вот так, чтоб большой, дорогой фильм, да еще и биографический при этом – да ни в жизни! И даже отменный «Высоцкий» был обруган. Да и вообще снимала «Коламбия».

Однако «Легенда №17» изначально была фильмом беспроигрышным. Все же Валерий Харламов – фигура для многих не менее культовая и достойная, чем тот же Высоцкий. Да и в спорте места надоевшей уже политоте и «кровавой гэбне» места нет.

Советский хоккей – вообще прекрасная почва для кино. Ведь там на самом деле кипели такие страсти и такие истории происходили, что хватит на сотню сценариев.

Как раз из таких история Валерия Харламова. После тяжело перенесенного в детстве  тонзиллита парень заработал  порок сердца.  Какой уж тут спорт?
Однако трудами боевого папы парень мало того, что выздоровел,  так еще и тайком от матери записался  в хоккейную секцию

Казалось бы – прекрасный зачин для фильма! Но вот нет же. Режиссёру видней. И вместо этой трогательной истории показывают что-то невнятное про быков и Испанию.

И по цепочке – жену он встретил позже событий фильма, и авария в другое время была и… Словом, много чего переиначено.  Собственно,  такое вот мелкое вранье и тасовка фактов идут весь фильм. Реальные случаи подменяться враньем и выдумкой,  реальные события смещаются во времени, тасуются правда и вымысел,  настоящие события шьются белыми нитками к режиссёрской отсебятине.

Нет, ясно, что кино не документальное. В том же «Пройти по черте» или «Рэе» и не такие промахи допускались. И ничего – прекрасное кино вышло. Однако там это делалось в угоду драматизму, а тут же – наоборот.  Трогательные и правдивые моменты зачем-то подменяют на сценарные выдумки, трогающие намного слабее.

Впрочем,  за этим чувствуется не столько вина режиссера, сколько рука продюсеров. Им ведь в первую очередь подавай не просто кино, а Идею, не просто история нужна, а с Моралью и Социальной Значимостью и прочими словами из пресс-релизов.

Государевы люди снова  и снова, с завидным упорством, наступают на те же грабли.
Ну нельзя снимать кино как патриотическую агитку! В первую очередь нужна хорошая история. А дальше уж кино зацепит зрителя, и станет как раз тем, «социально-значимым», как любят говаривать.  Тот же «Король говорит» таким именно что стал для британцев. А уж никак не проходил в графе, как «народно-патриотичное»

Казалось бы – чего  я распинаюсь? Можно просто написать, что вышел очередной лубочно-каррикатурный мусор, и все тут. Так нет же!  По выходу из зала эмоции были простые – дикое, невероятное желание еще раз посмотреть фильм!
Почему так? Да все просто.

Во-первых, конечно, великолепные актеры.
Если Данила Козловский просто подтвердил звание лучшего молодого актёра на постсоветском пространстве, то Олег Меньшиков едва не утянул на себя весь фильм. Собственно, на фоне демонической фигуры тренера тереться не то что Брежнев с канадцами, даже фигура самого Харламова будто тускнеет и мельчает.

Пожалуй, только то, что в Канаду тренер все-таки не полетел,  и вообще был со скандалом снят с должности перед суперсерией позволяет увести его на второй-третий планы.
Благодаря его мастерству, даже нелепая, на первый взгляд сцена с шаманством на пустой площадке пробирает буквально до мурашек. А уж за сцену в аэропорту  хочется что Меньшикову, что Козловскому вручить какую-нибудь блестяшку.

Ну, а вторая причина, которая  делает из Легенды 17 не очередную «Цитадель», а Кино  – это та самая магия спорта, что сродни волшебству экранному.  Хоккей – спорт динамичный и кинематографический. На  матче, пусть и трижды постановочном, все равно  не схалтуришь и не сфальшивишь. Да, Меньшов может сколько угодно изображать в кадре обаятельную гэбэшную сволочь, а апельсины – картинно катиться по асфальту. Однако на катке все  сценарные проблемы и нелепый надрыв растворяться в том самом хоккее, в который играют настоящие мужчины. На льду нет места дутому пафосу и недотянутому драматизму.

И пусть Лебедев сто раз не спортивный режиссёр, пусть даже с гоу – про камерами на клюшках у него не всегда все выходит, игра все равно не страдает. Внутренняя энергетика и сила матча, как говориться, превозмогают.

И в результате остаются лишь игра.  И чемпион на льду. А зритель уже не краснеет, на выходе из зале и  деньги за билет требовать не хочется.

Да, у Легенды №17 есть недостатки. Да, можно было и лучше.
Вот только неважно это. Потому что в результате вышло кино. Без дураков, настоящее Кино с большой буквы. Которое трогает, которое хочется пересмотреть. Которому веришь. А это, пожалуй, самое главное.

Спасибо за внимание.

 

Комментировать на сайте