0

Блюз темных переулков. Рассказ о нуар-кино и его истории

Нуар – слово,  которое доводилось слышать большинству из нас. Кино, литература, музыка и видеоигры – во всех этих областях ест отпечаток нуара. Но что же это такое по сути, мало кто способен разъяснить. А ведь значимость нуара переоценить очень тяжело – очень уж большое влияние он оказал на многие области искусства. И в этом материале я расскажу тебе, что же все-таки таиться за этим словом. А для этого вернемся почти на семь десятилетий назад. В Америку начала сороковых.

Только-только закончилась Великая Депрессия. Страна в глубоком кризисе – как экономическом так и социальном. Безработица, разруха, нищета. Власть в городах принадлежит гангстерам, обретшим невероятную силу благодаря «Сухому закону» в начале тридцатых. Бедность, безработица, а в некоторых штатах даже голод.  Не самое весело было время.

И, естественно, царящие вокруг безысходность и мрак не мог не затронуть кинематограф.
А каким, по сути, был кинематограф тех времен?
До сороковых годов Голливудское кино было веселым представлением, где все веселятся, радуются  жизни, поют и танцуют. В кино не было жестокости – если героя и били, то никаких и синяков, что вы! Если ковбой стрелял в мерзавца – то никакой крови, упаси бог!  А женщина, если и была коварной, то в финале раскаивалась и выходила замуж за отважного героя. В общем, простое, незамысловатое, и неизменно веселое и красочное представление.

Но вот когда общество совершенно забыло о веселье и счастье ,на смену веселым ковбоям и отважным солдатам пришли совсем другие герои.

Мрачные и небритые люди с надвинутой на глаза шляпой. Хмурые детективы,  скупо цедящие слова за стаканом виски, беглые преступники, неудачливые дельцы и просто отщепенцы бегущие от закона.

Мрачные темные улицы, вечный дождь, прокуренный голос неудачливого героя. Да, вот так в кино и пришел нуар.

На фоне распада общества и царящих предвоенных настроений это темные и мрачные фильмы обрели невероятную популярность. Это было удобное кино. Удобное для  зрителя. Он  шел в кино уже не поглядеть на радостную сказку, а  лишь убедиться в том, что жизнь – дерьмо.  И в зазеркалье она ничем не лучше  А еще нуар был удобен для киностудий. Эти фильмы стоили сущие копейки – ночные съемки, нет нужды строить декорации – темных и мрачных закоулков и так предостаточно. Никаких особых затрат на сценарий – книг,что можно экранизировать было вокруг море. Раймонд Чандлер, Дэшил Хэммет – эти авторы пользовались немалой популярностью в то время, и соответственно, часто экранизировались, так что недостатка в сюжетах не было.

Сороковые годы можно считать началом рассвета нуара. Именно тогда, в 41 году вышел один из самых культовых нуар-фильмов в истории. «Мальтийский сокол» с легендарным Хамфри Боггартом в главной роли.
Именно история о детективе Сэме Спейде и древней статуэтке заложила каноны того, что мы зовем нуаром.

Мрачная история о поисках легендарной статуэтки показала сразу несколько основополагающих вещей.  И самое важное – это герои. Вместо весельчаков и идеалистов заняли иные люди. Прагматичные, циничные и жестокие. Не было больше разделения на хороших и плохих ребят. Нет, каждый герой этой картины лишь преследовал свои цели, совершенно не считаясь ни с совестью, ни с честью, ни со справедливостью. 

А главный герой перестал быть воплощенной добродетелью и примером для подрастающего поколения.  Раньше легко можно было сказать – вот это герой, а вот это – мерзавцы.
Теперь эта грань стерлась. Для нуара верной стает скорее такая характеристика – все они редкостные сволочи, но вот у этой сволочи хоть что-то осталось за душой, поэтому он и главный герой.

Нуар, по сути, ознаменовал приход в кино такой вещи как …честность. Ведь, искусство, как ни крути, это зеркало, в котором отражается его творец, отражается окружающий его мир.  И в мире этом отнюдь не всегда царит веселье и счастье.
Нуар – это  кино, под грустную блюзовую мелодию честно рассказывающее о другой стороне жизни. Изнанка  обычной красочной киносказки.  И как бы мы не  закрывали на нее глаза, не притворялись, что не замечаем мрачных подворотен и хмурых людей, обретающихся в тени, существовать они от этого не перестанут.

И вот в  начале сороковых  в каждом кинозале открылась небольшая дверь в эти мрачные, но притягательные задворки нашего мира.  И начался рассвет нуар кино. Настроения в мире становилась все неспокойней. Начавшаяся вторая мировая еще сильней усугубила мрачные настроения среди людей. Казалось бы – вот они, лучшие годы нуара. Вокруг разруха ,нищета, молодые ребята уходят умирать на войну за океаном. Просто идеальное время для кино о том, что жизнь – это не красочная сказка, а мрачное полотно цвета свинца.
Однако настоящий рассвет жанра пришелся на первые послевоенные годы. Сотни тысяч  солдат, прошедших сквозь мясорубку второй мировой под бравурные лозунги «за свободу за страну» вернулись в совершенно другую страну. Власть в городах принадлежала гангстерам, благополучные районы превращались в гетто, и трущобы.  Наркотики заполоняли улицы, проституция стала обычным способом заработка в нищенские годы, убийства неугодных полицейских  превратились в норму.  Преступники  стали чуть ли не официальными властями.  Вот такой вот стала земля свободных…
Люди вернулись домой после адской бойни. А тут еще и дома их окунают в дерьмо.
И вот в таком вот обществе фильмы о страшной изнанке этого самого общества были на самом пике  популярности. Причем, самое забавное – эти ленты даже нельзя толком объединить по каким-либо признакам. Нет, конечно, Википедия подскажет тебе, какие ракурсы камеры и какие декорации используют в нуаре но все это не то…

Ведь нуар – это не жанр. Это, считай даже и не стиль. Нуар – состояние души. Ведь не зря говорят, что нет четких канонов нуара. Его можно только почувствовать. И знаешь, ведь  с нуаром сталкивался каждый из нас. Да-да,  читатель. Может, ты и не смотрел ни единого фильма Билли Уайлдера и не знаешь кто такой Хамфри Боггарт, но что такое нуар – ты знаешь точно.
Ты знал это в те дни, когда не хотелось жить. Когда любимый человек бросает тебя без причин и объяснений. Когда тебе страшно, больно и одиноко – и нет никого, кто мог бы помочь. Когда кажется, что жизнь в жизни остался лишь один цвет – цвет стылого свинца.
Вот это и был нуар – тоска, одиночество и боль. Щемящая боль у сердца, котрую способна приглушить лишь бутылка виски.

Однако, как говаривал Харви Дент, «Ночь темней всего перед рассветом!». И рассвет наступил.  Странам-союзникам пришла пора расплачиваться по кредитам с Америкой, да и торговля оружием как с Осью так и с Союзниками принесла огромные прибыли, что пошли на восстановление. В пятидесятые годы в Америке начался небывалый подъем.  Индустриальная революция,  ФБР и полиция, начавшие  побеждать в войне с преступниками, конец нищете и разрухе. После полосы неудач и падений в США начался ,наверное, самый мощный подъем в истории.  Время  улыбок и рок-н-ролла пришло. Пришло время Американской Мечты.

И не было в нем места нуару. Люди устали от цинизма и свинца. Устали от вечного дождя. От тоски.

И нуар ушел. Были, конечно, редкие, но очень удачные попытки его вернуть. Но все это лишь остатки, искры от догоревшего костра. По-настоящему нуар остался там. В мрачные сороковые. Но такие вещи не уходят полностью никогда.

Нуар – это темные переулок на окраине огромного и светлого города под названием кинематограф. Об этом месте не многие знают, да и для них оно овеяно дурной славой. Ничего хорошего там не найти. Однако, эта странная притягательность опасности так и будет манить нас из светлых небоскребов современных блокбастеров туда, под проливной дождь, где наступающую тьму разгоняют лишь отблески редких фонарей.
Может, однажды я встречу там и тебя, дорогой читатель.

Сохранить себе


 

3 Ответов

 

  1. Роман Ковалев 01.02.2013  21:56 Ответить

    отличная статья, надеюсь будет продолжение о подстилях нуара, в частности, о нео-нуаре, и желательно побольше примеров, а то народ не все с первого раза понимает, проще увидеть самим
    А вообще лично я так заметил, что мода на нуар, в той или иной степени, понемногу возвращается, взять хотя бы "Драйв", "Ограбление Казино", "Киллер Джо"

    • Egorich 02.02.2013  5:12 Ответить

      Благодарю .Думаю сделать еще материал о лучшем нуар кино. От "Сокола" и "Страховки" и до "Секретов Лос-Анджелеса".
      А вообще хочу очень про киберпанк написать. Тем более с нуаром они сильно пересекаются.

      А вот "Драйв", "Ограбление" и "Киллер Джо" - это ни какпли не нуар.
      Ну, "Драйв" еще под него стилизован, но вот "Казино" с "Джо" - это уж точно не нуар. Это черная-пречерная сатира, особенно "Казино"

      • Роман Ковалев 02.02.2013  10:18 Ответить

        ну по внутренней наполненности, да, а по визуальности очень даже нуар =) да и некоторые герои, как например персонаж Гандольфини, буквально живущий с бутылкой виски, вполне себе нуар-перс

Ответить

 

Конфиденциальность данных гарантируем.