14

Группа Vacuum: жизнь после «I breathe»

 

Группа Vacuum: жизнь после «I breathe»

19 февраля 2014 года исполнилось 43 года Маттиасу Линдблуму — певцу, композитору и музыкальному продюсеру из Швеции. Обычно это имя известно российскому меломану в двух случаях. Во-первых, если он интересуется электронной музыкой, в том числе жанром синтипоп. Во-вторых, если около 20 лет назад мимо него не прошла композиция «I breathe», которая стала визитной карточкой группы VACUUM на многие последующие годы.

Даже в наши дни, когда у Матиаса спрашивают, какая его любимая песня, отвечает, что та самая, потому что в ней смысл, она дает возможность увидеть мир и встречаться с поклонниками. Именно поэтому она звучит на всех его выступлениях.

«Если люди любят слушать эти старые хиты и поют их вместе со мной, то почему бы и нет?» (Матиас Линдблум. Интервью радиостанции HIT FM, 2011 год).

Группа Vacuum: жизнь после «I breathe»

Мое знакомство с группой VACUUM состоялось в конце 1998 года во время показа Новогодней ночи на ОРТ. Понятно, что изначально я познакомилась с ангельской внешностью высокого викинга-блондина из Швеции, а уже потом со смыслом песен. Это типично для 12-летней девушки-подростка. Записав клип, я пересматривала его по 15 раз в час весь последующий год. В это же время начались постеры, вырезки и переписка с поклонницами из других городов. Это было одно из ярких впечатлений детства.

Я думаю, такой ход — взять парня привлекательной внешности – изначально был спланирован идеологом группы Александром Бардом. Кому недоступен глубокий текст песен, автором которых в основном и был сам Бард, тот получит эстетическое удовольствие от внешности и вокальных данных певца. Надо, отметить, что последние у Маттиаса уникальны сами по себе. Бархатные обертона в низком регистре, приятное вибрато и достаточно мощная подача делают образ 25-летнего юноши притягательным. Ангел с мужественным баритоном и с вьющимися от природы волосами по мановению руки стилиста постепенно начал приобретать андрогинный образ: строгий и одновременно эпатажный стиль стал имиджем всей группы.

Песни VACUUM до 2000 года были в основном посвящены науке, философии и религии, именно поэтому их тексты нужно читать со специальным глоссарием. Слова и сюжеты, которые встречаются в песнях, часто непонятны любителям простой душевной лирики. В 12 лет, я так и не смогла перевести, что такое Séance at the Chaebol, кроме того, что это название альбома, песни из которого я до сих пор помню наизусть.

«Мы не поем песни о любви, мы не любим их писать, потому что это делают все остальные. Решили, что темой песен VACUUM станут городская жизнь, проблема карьеры, мода и космос» (Александр Бард. Интервью телекомпании «Волга», 1998 год).

Трудно сказать, что именно так привлекло российских поклонников в конце девяностых, тексты или фронтмен группы, но во время турне по России и Украине ребята из VACUUM были удивлены своей популярности, потому что продажи в этих странах не превышали сотни экземпляров. Оказывается, постарались пираты, которые продали свыше восьми миллионов нелегальных копий (!). Только представьте, какая была бы прибыль у музыкантов, если бы эти миллионы честно ушли им в карман. Наверное, так и проверяется серьезность намерений человека заниматься каким-нибудь делом.

«Все нормально, если это Metallica, но это плохо, если подделывают Vacuum. Записывать альбомы очень дорого. Это стоит сотни тысяч долларов. И если мы не сможем получать деньги, то просто перестанем существовать». (Маттиас Линдблум. Интервью музыкальному журналу)

С 1999 года из VACUUM уходит Александр Бард. «Золотой состав» распался спустя три года. В группе еще какое-то время продолжает работать Марина Шипченко.

Начало нового тысячелетия для VACUUM ознаменовалось выходом альбома «The Culture of Night», куда вошли старые хиты и несколько новых треков. После этого группа уходит в творческий отпуск на два года, а возрождается в 2002 году синглом с говорящим названием «Starting (Where the story ended)», вместо Марины выступают приглашенные музыканты.

Стоит отметить, что кроме основных трех участников, которых мы могли видеть в клипах и интервью, был еще и серый, а точнее красный кардинал — композитор Андерс Волльбек. Он и по сей день составляет тандем с Маттиасом, являясь 50% группы VACUUM.

Группа Vacuum: жизнь после «I breathe»

Альбом «Your Whole Life Is Leading Up to This» вышел в 2004 году и является последним на данный момент для группы. Но зато каждый год поклонники получали по одному-двум синглам от соавторства Линдблум-Волльбек.

Как вы уже поняли, от группы девяностых в новом VACUUM’е мало что осталось. Изменился сам фронтмен группы: те, кто привык к милому парню с макияжем, удивленно ведут бровью, когда видят небритого сорокалетнего мужчину в шапке, джинсах и кедах.

Группа Vacuum: жизнь после «I breathe»

Контраст оказался велик для тех, кто перескочил эти пятнадцать лет, им требуется немного больше времени, чтобы привыкнуть к новому имиджу певца, в отличие от тех, кто не оставлял Маттиаса на протяжении всего его творческого пути.

— Маттиас, зачем вы отращиваете бороду? Это ваш новый имидж?
— Нет, просто сегодня мне так нравится.
(Маттиас Линдблум в интервью украинскому телеканалу, 1999 год)

Изменения претерпели и тексты песен. Если раньше Маттиас пел о вселенском космосе, то сейчас его лирический герой — микрокосмос: человек с его переживаниями, страданиями и радостями. Вопреки концепции старого VACUUM’a — не петь песни о любви – группа работает в направлении с точностью до наоборот.

Нельзя сказать, что у VACUUM это тривиальная мыльная опера: я тебя люблю, а ты меня нет. Тексты достаточно метафоричны, но понять их смысл стало гораздо проще, чем творчество под руководством Александра Барда. Да, Маттиас пошел в народ, он захотел стать понятным. Именно поэтому та часть поклонников, которая любила старый VACUUM, разочарованно вздыхает с выходом каждого нового сингла группы, потому что он в очередной раз не восполняет их интеллектуальные потребности.

Я считаю, что нам нужно самим себе признаться, что возвращение старого VACUUM’a не предвидится и что Маттиас выбрал свой музыкальный путь — это другое звучание и другой смысл. Есть поклонники, которые совершенно по-другому относятся к творчеству современного VACUUM’a, они с радостью принимают любые творческие эксперименты группы, поэтому берегут свои нервы и получают удовольствие от настоящего.

«Я люблю петь о любви. Это самая важная вещь в мире. Если ты пишешь песни, то касаешься разных тем, но миллион песен ты можешь написать только о своем сердце» (Маттиас Линдблум. Интервью Первому национальному каналу Украины, 2011 год)

Насчет голоса вокалиста в рядах поклонников происходит разделение на два лагеря. Одни говорят, что все по-прежнему, вокал потрясает, мурашки бегут. Другие, что, мол, нет, Маттиас уже не тот. Я, наверное, отнесу себя ко вторым. Считаю, что его бархатному баритону все же пришлось попрощаться с былой сочностью низких нот, а вибрато в голосе («раскачивание» ноты) стало более тяжеловесным и заметным для слуха. Однако, за последние десять лет мы могли услышать, с каким энтузиазмом певец овладевает верхним регистром, исполняя достаточно сложные вокальные ходы.

Остается только догадываться, что могло повлиять на вокал исполнителя: либо его увлечение петь на связках такие высокие ноты, либо многолетняя привычка курить. Сам Маттиас признается, что специально вокалом не занимается, хотя музыкальное образование имеет. Говорит, что поет от души, а не от возможностей своего вокального мастерства.

«Все свои песни я исполняю так, как подсказывает мне мое сердце, оно — мой главный учитель» (Маттиас Линддблум, пресс-конференция в Киеве, 1999 год)

На счет сердца Маттиас не обманул, он действительно пишет и поет как чувствует. Сам себя называет плохим бизнесменом, потому что оценивает песни не по их хитовости, а по тому, какой отклик они находят в душе людей.

С поклонниками у него особые отношения. В отличие от многих музыкантов, которые отыграют концерт и уходят за кулисы, Маттиас имеет обыкновение общаться с публикой и петь с ней. Диалог получается всегда, потому что на концертах VACUUM никогда не бывает случайных людей: зрители с нетерпением ждут того момента, когда можно спеть любимые композиции, которые они давно знают наизусть.

Группа Vacuum: жизнь после «I breathe»

Так исторически сложилось, что большинство фанатов группы живет в России и Украине. У Маттиаса здесь есть хорошие друзья, с которыми он регулярно переписывается по e-mail и в соцсетях. Певец настолько ценит свою дружбу с нашим народом, что в 2010 году написал лирическую композицию The Russian, которая пока не получила официальный релиз, но любима русской публикой.

Сегодня группа VACUUM продолжает создавать песни не только для себя, но и других исполнителей, таких как Гару или Тарья Турунен. Маттиас также занимается фотографией и выкладывает свои работы в Instagram, а еще пишет проникновенную лирику, которая как дневник жизни, раскрывает его душу поэта и вечного романтика.

Видео вариант статьи:

Персональный блог автора.

 

Комментировать на сайте