23

Месяц с Мадонной: неделя вторая

 

В честь 56-летия королевы поп-музыки HollywoodРresents подготовил для вас, наши любимые читатели, специальную программу: каждую неделю вы сможете досконально узнавать частичку жизни* настоящей легенды, женщины, которая кардинально изменила ход истории, а также стоит у истоков современной поп-музыки. Женщина-икона, настоящий борец за свободу. Она – Мадонна

Начало: неделя первая

«True Blue»

 Когда Мадонна впервые увидела Шона, то подумала: «Это мой будущий муж».

]Вначале она была для него лишь легким увлечением. Они несколько раз встретились. Сперва безумной любви между ними не было, но потом чувства переросли в настоящую страсть. Это было неожиданно. Ни один из них даже не помышлял о свадьбе. Через некоторое время все изменилось. Вдруг оказалось, что оба по уши влюблены и им не терпится пожениться. 

Шон полностью “усмирил” Мадонну. У нее появился защитник, который оберегал ее. Именно ему она посвятила самый продаваемый альбом за всю историю ее карьеры. «Самый продаваемый из всех альбомов Мадонны записывался в крохотной студии. Студия была такой маленькой, что, помимо оборудования, там помещалось всего два человека, — вспоминает Гайтч, звукооператор. – Великий альбом можно записать и в маленькой комнате».

Мадонна пребывала в эйфории. Она только что научилась водить автомобиль. Взяла напрокат машину, поехала и проломила забор Шона. Нельзя сказать, что Шон был этому рад. Однако она была на подъеме. Приходя в студию, приклеивала жвачку к микрофону и пела. У нее была любовь с таким прекрасным, сексуальным парнем. Шон иногда заходил туда, нетерпеливо позвякивая ключами, — не мог дождаться, когда она освободится. Они жить не могли друг без друга.

«True Blue» был выпущен в свет в июне 1986 года. На обложке Мадонна изображена в профиль, ее глаза закрыты, а голова запрокинута назад. На небесно-голубом фоне выделяются белоснежная кожа лица и шеи и платиновые волосы. Снимок сделан Хербом Ритцем в стиле уорхоловского поп-арта. Это фактически первое «каноническое» изображение Мадонны, в котором сочетаются невинность, идеализм и красочность присущая шелкографии Уорхола. «Она осознавала, как важен образ, и приняла живое участие в его создании», — говорит дизайнер обложки Джери Хайден.

True Blue

Времена взлохмаченных волос и оголенного живота ушли навсегда. Альбом «True Blue» представлял новую, более женственную Мадонну, которая была похожа на пленительную кинодиву вроде Мэрилин Монро.

«Казалось, что она плывет в облаках — одежды не было видно. Мадонна напоминала мраморную статую, богиню», — вспоминает Хайден. Этот снимок красноречиво говорит о почтительном отношении Мадонны к творчеству Уорхола и о связи поп-арта и коммерции. Поздние 80-е годы ознаменовали новую эпоху поп-арта как бренда, и Мадонна была одной из первых, кто воспользовался этим.

«True Blue» стал настоящей классикой поп-музыки. Такие песни, как “Open Your Heart”, “Papa Don’t Preach”, “Live To Tell” вошли историю, а легендарная “La Isla Bonita” по сей день играет на радиостанциях мира.

Мадонна и Шон Пенн сыграли свадьбу в 1985 году в Малибу. Все было бы прекрасно, если бы не окружение папарацци, которые регулярно преследовали молодых звезд.. Как вспоминал потом актер Мартин Шин “церемония напоминала войну во Вьетнаме – из-за шума кружащихся вертолетов было невозможно расслышать ни слова, но Пенн стоял на своем – он хотел церемонию на открытом воздухе”. Как позже вспоминала Шер, которая была гостьей на свадьбе, “Пенн убежал в дом, вернулся с пистолетом и принялся палить в воздух, только тогда вертолеты разлетелись”. Несмотря на ярость жениха, Мадонну это всё очень забавляло. Но, чтобы поддержать супруга, вместе с ним начертила гигантское послание папарацци-вертолетчикам – FUCK OFF на пляже у подножия дома.

Свадьба

Свадьба 2

Семейная жизнь Мадонны и Шона была невыносимой. Шон отличался особо жестким характером и имел пристрастие к алкоголю. Этот бешеный темперамент нравился Мадонне первое время, но и только. Начались частые публичные ссоры, из-за ревности Шона, он избивал любого, кто посмел приближаться к ней. А в домашней обстановке он даже избивал свою жену, и при чем довольно часто.

В июне 1987 года Мадонна появилась в госпитале Сидарс Синай, в Беверли Хиллс, чтобы срочно сделать рентген – в то утро Шон бил ее по голове бейсбольной битой. Она не подала на него в полицию лишь потому, что он проходил испытательный срок после краткого тюремного заключения за нападение на фаната. Мстила Мадонна Шону открытым романом с известной комедианткой-лесбиянкой Сандрой Бернхард, появившись с ней вместе даже на шоу Леттермана.

28 декабря 1989 года прозвучал последний аккорд в браке Мадонны и Шона Пенна. Вот что гласил официальный отчет из полицейского участка Малибу: Пенн пришел домой, хотя они с Мадонной уже жили раздельно. Началась ссора, он связал руки певицы шнуром от электрической лампы. Затем последовало девятичасовое насилие над певицей. Пенн рвал на ней волосы, грозясь оставить ее совершенно лысой. Он пил алкоголь прямо из бутылки, избивал свою жертву, демонстративно мочился на нее и на их супружеское ложе. Затем, оставив певицу связанной, Шон удалился за очередной порцией бутылок, вернувшись, он продолжил истязания, совершая насильственные половые акты в извращенных формах, а когда он ослаб и уснул, Мадонна освободилась от проводов и без промедления поехала в полицейский участок. Летейнант Билл МакСуинни, дежуривший в тот день, сказал, что работники полиции едва признали в этой опухшей и окровавленной женщине Мадонну. В тот же день Пенн был арестован, а адвокаты Мадонны взялись за бумаги о разводе. Через неделю Мадонна забрала заявление из полиции, а Пенна выпустили на свободу. Она до сих пор считала, что он любовь всей ее жизни и не хотела видеть его за решеткой, приговаривая “пусть Господь хранит Шона, только подальше от меня”. Скандальные подробности ее избиения были на первых полосах всех газет, Пенн был опозорен и раздавлен, Мадонна вышла великодушной победительницей, но их пути навсегда разошлись.

Как нам всем известно, к сожалению, не всё длится вечно. Тоже самое произошло с Мадонной и Шоном. Именно это создало один из величайших альбомов в творчестве мадам Чикконе.

“Like A Prayer”

В конце 80-х, когда мир находился в кризисе, петь о легкости бытия и вечеринках было неуместно. «True Blue» со своим коммерческим лоском казался устаревшим. Мадонна взрослела, ее поклонники становились старше, пришло время расстаться с подростковой игривостью, собирать новую аудиторию и сочинять серьезную музыку, способную к долговременному существованию. Это было начало всеобщей энтропии, когда основные цвета заместились оттенками черного и синего, мода сделалась неопределенной, а кино стали снимать на старомодную рябоватую пленку.

Мадонна писала новые песни, руководствуясь скорее чувствами, нежели расчетом. Ей было тридцать, первый брак оказался несчастливым, и она хотела петь о своих переживаниях. Она заглянула внутрь себя и встретилась со своим прошлым, с людьми и обстоятельствами, сформировавшими ее личность: католической верой, боготворимым ею отцом, матерью, которую она потеряла. Она ходила грустная и часто плакала. “Обычно она работает быстро, а этот альбом мы записывали в три или в четыре раза медленнее, чем предыдущие, потому что у нее была депрессия, — вспоминает Пэт Леонард. — Мы назвали его „разводным альбомом”.”

Мадонна сильно нервничала во время записи альбома:

“Они с Пэтом ссорились чаще. Переругались в пух и прах. Она продюсировала второй альбом и хотела доказать, что ее успех — не просто везение, — говорит гитарист Брюс Гайтч, принимавший участие в записи. — Мадонна была настроена решительно.   Отношения с Шоном не клеились, ее ждало одиночество, и она сосредоточилась на музыке. Придиралась к мелочам, мне пришлось попотеть.”

За время записи Like A Prayer Мадонна сильно изменилась. Та молодая девушка, которая плясала на сцене в свадебном платье с поясом BOY TOY (Игрушка для Мальчиков) и которая понятия не имела о музыке, превратилась в взрослую женщину, которая знает звучание каждого инструмента, сольфеджио и как выразить в музыке то, что она хочет.

Гай Пратт вспоминает: «Помню нашу первую совместную сессию. Мы сыграли песню „Oh Father”. Едва мы закончили, Мадонна сказала: „Так, Джон, не напирай так сильно в середине на восьмушки и, пожалуйста, насыщенней в конце. Гай, ты в конце играй половинными, а ты, Честер, вступаешь с моей второй строчки”. Она первый раз исполнила песню вместе с нами и успела заметить, как играет каждый из нас, а потом на удивление внятно объяснила, чего хочет. Мы сыграли как она просила, один раз без нее, затем с ней, затем еще раз, и все. Просто потрясающе».

Также “Like a Prayer” повлиял на внешний облик певицы. С коротковолосой блондинки Мадонна перевоплотилась в таинственную длинноволосую брюнетку.

Мадонна так увлеклась рабочим процессом, что у нее не хватало времени на заботу о внешнем виде:

«Все думают, что Мадонна всегда выглядит роскошно, но она приходила в студию одетая очень просто: ни бриллиантовых колец, ни прочей дребедени. Сначала я даже не узнал ее, — рассказывает певец Андре Крауч. — В ней не было ни надменности, ни высокомерия, ничего такого. Обнимала нас и старалась, чтобы мы расслабились».   

Реклама

«Like A Prayer» стал значительным событием в жизни Мадонны и не только в музыкальном плане. Обстоятельства, связанные с записью отдельных синглов и альбома в целом, стали предметом ожесточеннейших споров в истории корпоративной рекламы, тесно связанной с поп-музыкой. Все началось в январе 1989 года, когда компания «Пепси-Кола» объявила о подписании пятимиллионного контракта с Мадонной в целях использования ее нового альбома в телевизионной рекламе. Соглашение также подразумевало, что «Пепси» становится финансовым спонсором концертного тура Мадонны. (Прим. – промышленный гигант уже заключил подобный контракт с Майклом Джексоном. Новый контракт оказался весьма выгоден и для компании, и для артиста.)

Замечательно, если реклама будет иметь художественную ценность, — говорила Мадонна. — Мне приятно способствовать слиянию искусства и коммерции. Я считаю, что производство клипов — это та же реклама. «Пепси» предоставляет мне уникальную возможность создавать и использовать запись. Музыка будет идти на заднем плане, а банка с пепси появится совершенно незаметно. Камера просто скользнет по ней, поэтому нельзя считать подобные клипы грубой рекламой.

Сделка между «Пепси» и Мадонной оказалась очень выгодной для обеих сторон. Мадонна смогла использовать рекламу напитка для проката своего сингла «Like A Prayer» еще до официального выхода песни в свет. Это было сделано впервые в истории шоу-бизнеса. Реклама напитка стала одновременно и рекламой новой песни и нового альбома Мадонны. «Пепси» же, с другой стороны, продвигала свой продукт, ассоциируя его в понимании слушателей с образом наиболее популярной исполнительницы поп-музыки.

Казалось, союз коммерции и искусства ничто не способно омрачить. Однако очень скоро появились первые проблемы. Мадонна отказалась использовать название «Пепси» в коммерческой версии «Like A Prayer». Она предпочла сделать клип в стиле MTV.

Пепси
«Пепси» использовали в своей кампании все. 22 февраля 1989 года компания запустила дорогую телевизионную рекламу во время транслируемой по всему миру церемонии вручения премий «Грэмми», что послужило рекламой готовящегося к выпуску клипа Мадонны. Затем в марте в популярном «Косби шоу» Мадонна совершенно откровенно выступила с рекламой «пепси», практически с такой же самоотдачей, как и на сцене. 250 миллионов человек во всем мире увидели двухминутный клип. Тодд Маккензи из компании «Пепси-Кола» говорил: “Наш ролик облетел весь мир. Его видели в Европе, на Филиппинах, в Таиланде, в Японии, в Южной Америке и, конечно, в Северной Америке. Нашу рекламу показывал каждый телевизор на Земле”. Тридцатисекундная версия этого ролика показывалась летом. Таков был план.

Реклама пепси
«Пепси» выполнила свою часть соглашения, продвигая «Like A Prayer» в рамках своей многомиллионной рекламной кампании. Однако Мадонна, как признавали впоследствии руководители компании, вела нечестную игру. Сначала она поразила руководство компании видеоклипом «Like A Prayer», который должен был стать более провокационным, чем что-либо сделанное ею ранее.

Убедившись в коммерческом успехе темы подростковой беременности, Мадонна на этот раз выбрала в качестве основной темы расовые проблемы. В клипе должен был использоваться образ смешанной пары, которую расстреливают куклуксклановцы. Однако не ограничившись этим и используя религиозный подтекст своей песни, Мадонна выбрала еще одну провокационную тему.

Мэри Ламберт вспоминает: «Я чувствовала, что эта песня об экстазе, причем об экстазе сексуальном и о его связи с экстазом религиозным. Мы прослушали ее вместе и согласились, что песня именно об этом. Мадонна сказала, что было бы здорово под эту музыку заниматься любовью на алтаре».

Ламберт запомнила идею Мадонны о смешанной паре. В результате клип оказался наполненным противоречивыми образами — Мадонна целует черного святого (в исполнении актера Леона), ей наносят раны-стигматы, она танцует на фоне горящих крестов в чисто символической одежде, а затем по ее собственной просьбе занимается любовью на алтаре с чернокожим мужчиной, в роли которого снова выступил Леон, которого по ходу клипа должны были еще и несправедливо обвинить в убийстве. Темноволосая Мадонна танцевала в этом клипе с такой самоотдачей, что поражала буквально всех. Она словно знала что-то очень важное и не могла дождаться момента, чтобы поделиться своим знанием со слушателями.

Религиозная общественность во всем мире стала протестовать против кощунственного использования христианской символики. Они призвали к бойкоту «Пепси» и других продуктов компании «Пепси-Кола», включая «Жареных цыплят из Кентукки», «Тако Белл» и «Пицца Хат».

Руководство «Пепси» старалось разъяснить тонкую грань, отделяющую искусство от рекламы, однако против демонстрации клипа Мадонны в Италии выступил даже сам Папа Римский. «Пепси» нервничала из-за того, что миллионы были истрачены впустую. В конце концов, компания была вынуждена уступить международному давлению. После двухминутного дебюта 2 марта 1989 года рекламная кампания была завершена. Это сказалось и на финансировании предстоящего тура Мадонны. «Пепси» так стремилась побыстрее отмежеваться от сомнительного предприятия, что даже оставила Мадонне ее пять миллионов, полученных авансом при подписании контракта.

Хотя Мадонна всегда утверждала, что не хотела сделать ничего плохого для компании, и в этом она осталась верна себе. Она не захотела держать банку «Пепси» в клипе, как этого требовала компания. Уже одно это должно было насторожить руководство «Пепси». Они должны были понять, что Мадонна всегда идет собственным путем. Артистка в ней всегда побеждала деловую женщину. Она всегда считала, что ее музыкальный клип и реклама «Пепси» — совершенно разные вещи, и отстаивала свою точку зрения.

Разумеется, газетные заголовки только подхлестнули интерес к ее новому альбому «Like A Prayer». Пять синглов из этого студийника вошли в чарты “Биллборда”: «Like A Prayer» стала седьмым хитом, занявшим первую строчку, «Express Yourself» заняла седьмое место, «Oh Father» — двадцатое, a «Keep Lt Together» поднялась до восьмого места. В США было продано четыре миллиона экземпляров, а во всем мире — свыше тринадцати миллионов.

События вокруг «Like A Prayer» лишний раз доказали, что Мадонна — умная, деловая женщина, отлично умеющая продавать свои идеи. Разумеется, участие поп-звезд и известных спортсменов в рекламе газированных напитков в наши дни стало весьма распространенным явлением. Однако, ни один контракт не вызывал в мире такого отклика, как провальное соглашение Мадонной.

 «Like A Prayer» завоевал на МТУ приз зрительских симпатий 1989 года, и по иронии судьбы трансляцию этой церемонии спонсировала именно «Пепси».

Я считаю, это означает, что вы любите меня, — сказала Мадонна, пародируя знаменитую речь Салли Филд на вручении Оскара. — Вы действительно меня любите! А затем, ехидно улыбнувшись, поп-звезда заметила: «Мне бы хотелось поблагодарить «Пепси» за столь полезную полемику».

А из 80-х годов переходим в совершенно новые и дерзкие 90-е годы.

Продолжение следует…

 

*В написании статьи была использована книга Люси О’Брайен “Мадонна. Подлинная биография Королевы поп-музыки“, а также материалы сайтов www.spletnik.ru и www.madonna-badgirl.ru

 

Комментировать на сайте