55

"Выживут только любовники". А может, не любовники, а может, и не выживут

Кровопийцы оправдывают свое существование впервые со времён “Интервью с вампиром”.

"Выживут только любовники". А может, не любовники, а может, и не выживут

Недавно мелькнувшее камео Джима Джармуша в сериале “Убить скуку” сатирично (но не без доли правды) проливает свет на то, как сейчас работает режиссер. Ездит на велосипеде по кругу и старательно не даёт никому себя понять, а потом бах! и раз в четыре года выдает какой-нибудь шедевр.

На этот раз самый заметный фрик в артхаусе представляет картину с вампирами и не про вампиров – и попадает в точку. По сути, в “Любовниках” авторский почерк не изменился. Все такие же западающие сцены, путешествия по всему миру и зашкаливающее количество отсылок. Сюжет… 

По версии Джармуша, вампиры так или иначе сделали всю известную нам культуру. От Шекспира до Джимми Хендрикса. Мир был давно разделен для них на два условных полушария – старый Восток (в фильме – Марокко) и новый Запад (в фильме – Америка), но в какой-то момент вампиры вдруг перестали кидать безыдейному человечеству кости. Они ушли в андеграунд и подписались на добрых докторов, которые бодяжат им кровавые коктейли. Весь мир постарел, выжили только ностальгия и культурный кризис.

Каждый диалог – философия. В “Любовниках” на прицеле находится тот же вопрос, что и в “Интервью”: в чём смысл жизни, которая не кончается? Правда, Джармуш пошел немного дальше и открыл учебник по квантовой физике, из-за чего появляются пространные рассуждения о разделении частиц.

Каждый кадр – картина. Главные портреты подобраны на славу: Тильда Суинтон, Том Хиддлстон и Джон Хёрт будто сошли с полотен Северного Возрождения, отрастили клыки и надели модные очки Ray Ban. Пейзажи сплошь ночные, нет ни одной дневной сцены; кроме фонарных огней и света люминисцентных ламп вампирам больше ничего не надо.

Каждый звук – музыка. У Джармуша это, наверное, с детства. Так и не став ни поэтом, ни музыкантом, он всюду пытается вклеить томные рефрены из классики рока. Да и вообще, его взгляд на музыкальное оформление довольно критичен:

Стоит ли смотреть этот фильм, если вам больше понравились “Сумерки”, чем “Интервью с вампиром”? Наверное, нет. Наверное, вам не по душе длинное эстетско-философское кино без громких признаний в любви и схваток на деревьях. В то же время, любители глубинного артхауса будут жаловаться на то, что всё слишком очевидно и заезженная вампирская тема не подходит автору “Кофе и сигарет”. Это лишний раз говорит о том, что Джим Джармуш снимает фильмы только для себя, и выходит у него очень неплохо.

От редакции

Понравилось, как пишет автор? Тогда смотри его личный ЖЖ.

 

Комментировать на сайте