10

"Выживут только любовники" - лучший фильм года?

10 апреля в кинотеатрах нашей страны стартует долгожданная картина от мастера независимого кино Джима Джармуша “Выживут только любовники” (Only lovers left alive), премьера которого прошла ещё в прошлом году на Каннском кинофестивале. Фильм остался без наград, но зрительского внимания он заслуживает, как никто другой.

Адам (Том Хиддлстон) – музыкант, любитель раритетных гитар, интроверт, живущий в собственном мире, ограниченном пределами квартиры в Детройте, куда допускается лишь его не то приятель, не то работник Йен (Антон Ельчин).

Ева (Тильда Суинтон) – живущая в другой части света, возлюбленная Адама, предпочитающая существовать в бескрайнем мире книг прошлого. Они такие разные, но объединяет их одно – бесконечная любовь, причём бесконечная в прямом смысле: Адам и Ева – вампиры.

Их бренное существование разбавляют взбалмошная сестра Евы Ава (Миа Васиковска), в отличие от старших вампиров живущая в реальности, а не в воспоминаниях, а также Кристофер Марло (Джон Хёрт), тот самый драматург XVI века, который, по мнению авторов, является подлинным автором шекспировских трагедий.

В основе повествования – вечная любовь. Под этим подразумевается у Джармуша умение понять, поддержать, умение давать свободу партнёру и лишать его её, когда это необходимо, как в случае с Адамом, впавшем в глубокую депрессию (наверняка, не впервые). Разумеется, вечная любовь – понятие абстрактное, ведь что значат даже 70-80 лет, которые люди могут прожить вместе, для течения Вселенной? Другое дело, когда у тебя на самом деле есть целые столетия, которые необходимо превращать в моменты любви, достойной этого времени. Именно для подчёркивания последнего и выбрана “вампирская оболочка”.

Что и говорить, но это лишь верхушка айсберга в данном практически монументальном произведении. Это, что называется, стартовая площадка, от которой зрители отталкиваются, дабы в дальнейшем найти в картине что-то своё.

В фильме есть искусство, причём не номинально, а вполне себе явственно и с любопытной точки зрения, исходя из которой все значимые творения были созданы именно вампирами, будь то музыкальные композиции или литературные шедевры. И здесь же можно выделить стремление режиссёра показать к чему сейчас идёт творчество, а идёт оно к закату. Подобная эстетика упадка здесь гармонично сосуществует с неприкрытой маргинальностью рок-музыки, которая отвергает стандарты, как это делает и сам Джармуш, плевав на условности индустрии и привнося в неё долю иронии, ведь вампиры по-прежнему в тренде. Сделать что-то настолько отличающееся от всего виденного – это подлинная смелость, сопутствующая независимому режиссёру на протяжении его выдающейся карьеры.

Краеугольной темой персонажа Адама, в свою очередь, является некая инфантильность и стремление к самобичеванию. Он, словно выжатый лимон, истощён и не видит смысла в пребывании на Земле, а также в отношениях с другими существами, из-за чего он выбирает подобный отшельнический образ жизни, подпиткой в которой является лишь музыка да единственная любовь. Кто знает, возможно в этом и кроется смысл жизнь и по-настоящему выживают только любовники?!

Нельзя не упомянуть безумный неймдроппинг, наблюдаемый на протяжении всех двух часов картины. В нём есть как определённый посыл, как в случае с табличкой “Доктор Фауст” у героя Хиддлстона в одной из сцен, которого также мучила проблема бытия, так и откровенное дуракаваляние и издёвка над современным интеллектуальным наследием, когда героиня Суинтон приобретает билет на имя Дейзи Бьюкенен (ведь никто ничего не заподозрит).

Вообще иронии, порой даже очень злобной и неприкрытой, в фильме предостаточно. Так, из уст героев можно услышать фразы типа “Лос-Анджелес – центр зомби”, а “зомби” в картине обозначаются все бескультурные люди.

При всей философичности в ленте Джармуша огромное внимание уделено визуальному оформлению, которому идеально подходит эпитет “безупречно”. Здесь каждый кадр подобран с невероятным изысканным вкусом, а абсолютно любая мелочь лишь подчёркивает красоту момента, будь то маленькая книжка времён декадентства или гитара эпохи расцвета рок’н’ролла. Визуальный ряд в фильме имеет поистине гипнотизирующий эффект и напрочь отрывает зрителя от реальности.

О стиле картины, о её философии и глубине можно говорить часами напролёт, но лучше лицезреть своими глазами, ведь как я уже говорил ранее, в ней каждый найдёт что-то своё или не найдёт вовсе, потому как самобытность и фантазия, не побоюсь этого слова, великого режиссёра отнюдь не для всех, но тем они и ценнее.

Трейлер:

От редакции

У данного автора есть свой личный блог, в котором еще больше интересных материалов.

 

Комментировать на сайте